История Набережночелнинского Метрополитена

История Набережночелнинского МетрополитенаНабережные Челны (тогда г. Брежнев) стал первым в СССР городом-исключением с населением менее 1млн. человек, получившим задание на проектные работы по метрополитену. Произошло это в 1975 году, когда население города стремительно возрастало в связи с привлечением рабочих на КАМАЗ. Изучение особенностей местного грунта началось незамедлительно: в апреле 1975 года первые буровые машины с метростроевцами из разных республик СССР прибыли в Набережные Челны. По окончанию изыскательских работ специалисты пришли к заключению: особенности грунта позволяют строить метрополитен, но с соблюдением особых мер, т. к. город имеет ряд обводненных горизонтов.

В то время ни у кого не возникало сомнения, что к планируемому сроку начала эксплуатации метро (в планах был указан 1985 год) население Набережных Челнов будет превышать миллионную отметку, что поспособствовало окончательному принятию положительного решения. Естественно, эти оптимистические прогнозы подстегивались коммунистическими лозунгами: «КамАЗу свою подземку!», «Грунт Татарии не преграда сильным строителям КАМАЗа! «, «Построили КАМАЗ — построим и метро » и т. д.

В 1977 году начато строительство первой линии Набережночелнинского Метрополитена. Строительство ведется в основном открытым способом. Начали со станции мелкого заложения «Электротехников», которая в наши дни является переходной с Московской линии на Тукаевскую. Также с этой станции поезда попадают в депо «Электротехническое». В небывалый для строительства метро отрезок времени (с апреля 1977 по май 1986 года) строятся четыре станции первого пускового участка на Тукаевской линии: Электротехников, Театральная, Мусы Джалиля и Пединститут. А также станции Московской линии, идущей к заводам КамАЗа: Автозаводская и Пролетарская.

И вот, пятнадцатого мая (день советского метро) 1986 года Набережночелнинский Метрополитен принимает первых пассажиров. На пути выходят 6 поездов производства мытищинского завода “Метровагонмаш”.

За первый год эксплуатации пассажиропоток составил 31 млн. человек. Такая неожиданная популярность метро послужила стимулом к быстрейшей сдаче в эксплуатацию еще двух станций Тукаевской линии: Центральная (ныне Таубе) и Комсомольская. 1 мая 1989 года начинает работать участок Пединститут — Комсомольская, по которому пассажиры могут доехать до поселка ГЭС.

Почти без промедлений — в январе 1990 года начинается разработка грунта на участке Комсомольская — Нижнекамская. Но, в связи с распадом СССР, Набережночелнинский Метрополитен начинает переживать не лучшие свои времена, как, впрочем, и многие другие метрополитены бывшего СССР в то время. Работы возобновились лишь в январе 1999 года. Такой долгий промежуток обусловлен частично и пожаром на КамАЗе в 1993 году, когда все силы были направлены на восстановление Завода Двигателей. В настоящее время работы на участке Комсомольская — Нижнекамская ведутся параллельно на земле и под землей, т. к. обе станции (Гидростроителей и Нижнекамская) глубокого заложения (60-62м.) и ничто не мешает архитекторам и строителям оформлять входные группы и наземные вестибюли. Эти две станции станут пятой и шестой — с электрическими эскалаторами (сейчас они работают на станциях имени Мусы Джалиля, Автозаводская, Комсомольская и Парк Гренада).

В настоящее время общая протяженность путей Набережночелнинского Метрополитена составляет 19,5 км. За сутки метрополитеном пользуются 120 тыс. человек (45% которых — работники КамАЗа), следовательно, годовой пассажирооборот — 44 млн. чел.